03.12.2013

АКИБ, «Кибержума» и тенденции е-коммерец в Казахстане

Автор: Александр Галиев
Источник: Computerworld Казахстан

«Техносила» выходит на рынок Казахстана, а результаты «Кибержума» превзошли все самые смелые ожидания – эти, и другие данные озвучил Константин Горожанкин на прошедшей на прошлой неделе конференции iProf’13.

 

По словам Константина, в 2012 году объем рынка е-коммерц в Казахстане составил 400 млн. долларов США – это все деньги, которые потрачены в отечественных магазинах и сервисах, при этом, четверть, или около 100 млн. долларов США – это оборот в онлайн-сервисе по продаже авиабилетов Air Astana. «Сейчас в Казахстане около 400 интернет-магазинов», - говорит г-н Горожанкин.

 

«Среда для лавинообразного роста интернет-бизнес созрела, - говорит Константин, - мы фиксируем около 10 миллионов пользователей Интернета в стране, таким образом, уровень проникновения составляет около 55%».

 

Очень быстро растут и обороты через сервис электронного правительства: почти 5 млн. долларов США приходится на онлайн-оплаты посредством портала egov.kz – и это, по словам Константина Горожанкина, очень мощный драйвер отрасли.

 

Следующий мощный драйвер, по словам Константина, активируют мобильные операторы – в 2014 году он ожидает старт мобильной коммерции.

 

«Купонаторы выросли в этом году на 30%, но в следующем году рост замедлится», - говорит Константин. Таким образом, группоны перестают быть авангардом, о чем, кстати, мы не раз говорили.

 

В 2012 году зафиксировано более 1 млн. транзакций по платежным картам. В лидерах по карточным транзакциям – мобильные операторы с долей 35%, купонаторы – 21%, приобретение ж/д билетов – почти 22%, налоги – 6%, наконец, авиа – 8%.

 

В целом, как отмечает Константин, платежи по картам в 2012 году (Visa и Master Card) составили в Казахстане почти 1,5 млрд. долларов США, но при этом, лишь 10% (!) потрачено в отечественных магазинах, остальные – в зарубежных. Лидирует США с долей 66% - туда «ушло» большинство денег, интернет-магазины в еврозоне получили 9% «пирога», а Россия – 8%. В разрезе показателя «сумма транзакций» 72% приходится на США. «Тем не менее, в 2013 году транзакции в отечественные интернет-магазины существенно выросли», - отмечает Константин, предваряя результаты текущего года. 

 

«Стартапы сегодня составляют 3-5% от оборота всего е-коммерц в Казахстане. Полагаю, что рост этой доли продолжится», - говорил Константин.

 

АКИБ – проводник интернет-бизнеса

«АКИБ – это здоровое желание создать лобби отечественному интернет-бизнесу. Мы планируем в ближайшее время «вырасти» до 100 членов АКИБ, - отмечает Константин. - Как один из важнейших проектов, который мы продвигаем – это наши рекомендации в новый Закон «О платежах», где, как предполагается, будут разрешены платежи со стороны мобильного оператора». «Мы надеемся, что к весне 2015 года этот Закон будет принят, и он даст толчок мобильной коммерции. Кроме того, он необходим для выравнивания конкурентных преимуществ перед российскими операторами», - отмечает г-н Горожанкин.

 

На вопрос Computerworld Казахстан о роли АКИБ, помимо лоббистской деятельности, Константин ответил: «Мы будем популяризировать интернет-бизнес, делать рейтинги магазинов и сервисов, чтобы помочь потребителям быть уверенными в надежности сервисов, кроме того, мы будет проводить «кибердни», по аналогии с «Кибержумой» несколько раз в год. И еще мы будем контролировать качество обслуживания в интернет-магазинах Казахстана посредством сети «тайных покупателей», которые будут отслеживать и документировать весь процесс покупки, с целью повышения качества продаж.

 

«Наши прогнозы говорят, что в 2013 году 1,8% от всего ритейла (от 68 млрд. долларов США), а в 2015 уже 4% от (от 90 млрд. долларов США) придется на е-коммерц», - говорит Константин. «Мы по уровню проникновения Интернета очень рядом с Россией. Единственная проблема – недостаточное количество достойных сервисов и услуг», - сетует г-н Горожанкин.

 

Результаты «Кибержумы»

К сожалению, структурированной информации о результатах первого отечественного кибердня – «Кибержумы» оказалось явно недостаточно. Те отрывочные данные, которые приводит Константин, объясняются «во-первых, тем, чем их не успели обработать, во-вторых, тем, что некоторые компании, ссылаясь на коммерческую тайну, отказались предоставить их». Тем не менее, кое-какие сведения, которые подтверждают успешность инициативы, все-таки есть. «Первые секунды у нас «упало» 2 сайта, благодаря всплеску активности, а средняя посещаемость увеличилась в 4-5 раз. Нас порадовало то, что покупки выросли больше, чем посещаемость. Например, у «Белого ветра» продажи возросли в 11 раз, в Lamoda.kz в 3 раза. Успех первой «Кибержумы» нас вдохновляет», - констатирует Константин.

 

Обратная сторона медали

Между тем, цифровая революция, в том числе в ритейле, не столь позитивно воспринимается некоторыми учеными и аналитическими компаниями. В частности, Gartner отмечает, что цифровая революция увеличит безработицу и социальную напряженность в обществе. По мнению аналитической компании, исторически промышленные революции вели к увеличению числа рабочих мест, но происходящая сейчас цифровая революция не подчиняется этому правилу. Например, в компании Kodak когда-то работало 130 тыс. человек. В компании Instagram работает только 13. Безработица же потенциально ведет к росту социальной напряженности и увеличению активности уличных движений наподобие Occupy Wall Street.  

Комментарии

  • Facebook
  • Вконтакте