16.03.2017 09:33:00

Арти Отс («Кселл»): Все игроки должны чувствовать ответственность за развитие рынка в целом

В фокусе беседы – итоги 2016-го и планы на 2017 год.

Завершился, видимо, самый сложный год для телекома Казахстана с момента обретения независимости. Помимо снижения доходов, операторы столкнулись с необходимостью беспрецедентных инвестиций в развитие 4G/LTE. Как в Kcell справились с этими вызовами?

В этом году мы работали и решали возникающие задачи в условиях стремительно меняющейся экономической ситуации. Наш бизнес – это, прежде всего, наши клиенты, и в условиях, когда их потребительское поведение существенно меняется, мы постоянно вносили определенные изменения в нашу стратегию, сделав ее более сегментированной. 

Время предложений, ориентированных на какого-то усредненного пользователя мобильной связью, осталось в прошлом. Поэтому, у нас есть узкосегментированные предложения. К примеру, есть клиенты, которые используют только голос и немного интернета. Есть те, кто часто звонит на номера  других операторов, те, кто предпочитает международные звонки и т.д. Есть сегмент, который использует все и в очень большом объеме. Отсюда у нас появились такие продукты, как «Беседа+», «Активный+», «Престиж+». В ситуации, когда цены очень низкие, сегментирование продукта – это хороший выход из сложившейся ситуации. В течение этого года доход от сервиса  у нас увеличивался квартал к кварталу. 

Удовлетворены ли вы динамикой развития сети LTE, оказался ли опыт построения совместной сети с «Beeline Казахстан» позитивным для компании?

Я думаю, что  это правильная модель. Компании должны найти более продвинутые возможности и методы экономить расходы, но не экономить на качестве. Нет смысла дублировать инвестиции. Я всегда – за конструктивные взаимоотношения с конкурентами, потому что в краткосрочной перспективе, конечно, можно найти какую-то возможность зарабатывать на тарифных и маркетинговых войнах, но в долгосрочной перспективе все игроки должны чувствовать ответственность за развитие рынка в целом. Мы можем развиваться вместе, поэтому мы стали сотрудничать с Beeline. Для нашего рынка это достаточно инновационный подход, но по всему миру примеров такого сотрудничества операторов все больше и больше. Важно понимать, что от этого мы не перестали быть конкурентами в обслуживании, предоставляемых услугах, но в тех вещах, где можно объединить инвестиции, мы можем сотрудничать. Наши клиенты не должны платить за это. Мы экономим на расходах, затратах на инфраструктуру, а больше фокусируемся на качестве обслуживания, дополнительных сервисах. В итоге этого соглашения мы сократили свои капитальные расходы на построение сети вполовину. И такой же эффект достигнут по операционным расходам. Это партнерство позволило нам гораздо быстрее развернуть сеть четвертого поколения в Казахстане. И к концу 2016 года мы успели покрыть этой сетью 26% всего населения Казахстана. Без синергии двух операторов такие темпы были бы просто невозможны. Мы довольны этими результатами.

Арти Отс_фото.jpg

Арти Отс: В этом году мы работали и решали возникающие задачи в условиях стремительно меняющейся экономической ситуации

2017 год станет годом стабилизации, а, возможно, и годом роста для телекоммуникационного сектора страны. Видите ли вы сигналы для смены тренда?

Первые сигналы стабилизации уже появились. Чтобы сделать этот тренд устойчивым, бизнес должен отойти от привычных и навязанных шаблонов. В период кризиса, когда доходы снижаются, необходимо задуматься над своими расходами. Существуют решения, которые позволяют компаниям разделить свои расходы не только со своими партнерами, но и с конкурентами. Отличный пример тому – наша работа с «Билайн Казахстан» по совместному использованию сети 4G/LTE. Для «Кселл» - это очень важный проект не только потому, что он позволяет снизить расходы и предоставить клиентам возможность получить качественную услугу в более короткие сроки и по максимально доступной цене. И это совсем не значит, что мы не можем инвестировать в качество, просто необходимо спрогнозировать тенденции рынка и адекватно оценить перспективы. Если говорить о сетях, то совсем скоро проникновение интернета станет настолько обширным, что мы даже не сможете представить себя без него, как без электричества. Это приведет к тому, что все операторы будут сотрудничать на уровне сетей. Потому что сеть для клиентов – это не конкурентное преимущество, качество сетей будет примерно одинаковым. Все внимание будет сфокусировано на сервисах: музыка, книги, телевидение, финансовые услуги. Уже сегодня можно увидеть, что операторы дают голосовую связь безлимитной внутри своих сетей, по факту вы платите за пакет, в котором есть и интернет, и набор развлекательных сервисов. Этот тренд продолжится и в следующем году. Ключевым также станет обслуживание клиентов. Операторам потребуется больше мест, куда бы клиент мог прийти, посмотреть и сравнить  разные модели телефонов. Поэтому мы продолжаем развивать концепцию магазинов Kcell Storе, где уже сейчас можно не просто купить новый смартфон, но и получить информацию обо всех его возможностях, протестировать их, сравнить и остановить свой выбор на наиболее подходящей для вас модели. Мы также связываем свое будущее с корпоративным сегментом, в котором мы очень активно двигаемся вперед. Рост в нем по сравнению с прошлым годом (третий квартал 2015 г. на третий квартал 2016 г.) составил порядка 25%. Мы продолжим работать с В2В клиентами в направлении предоставления универсальных мобильных решений для бизнеса. 

Уходящий год ознаменовался еще и целым рядом интересных проектов в Kcell. Среди них OTT-сервисы, проекты в области мобильного маркетинга, финансовые сервисы. Как вы оцениваете динамику их развития? Соответствует ли она вашим ожиданиям?

Да, наши ОТТ-сервисы очень популярны. У нас уже более 134 тысяч клиентов сейчас пользуются этими сервисами, и динамика тренда положительная. Сейчас нам важно понимать, как работать с этими сервисами. Мы очень много работаем от обратной связи, разбираемся, как лучше использовать музыку, что важно нашим абонентам. В будущем такие сервисы будут более значимы, чем количество скаченных гигабайтов и количество выговоренных минут.

Не могли бы приоткрыть завесу над проектами, над которыми идет работа в Kcell? Чем вы удивите своих абонентов в 2017 году? 

Мы хотим к каждому клиенту подойти индивидуально: разделить пользователей наших услуг на группы по предпочтениям и сегментировать под них продукты, с фокусом на доступность и качество. Набор услуг должен быть очень гибким, и в тоже время  удовлетворять любые запросы. Это тренд будущего, который мы увидим на рынке уже совсем скоро, и который поможет сделать цены справедливыми. 

Также мы уже несколько лет работаем над финансовыми сервисами, они будут комплексными. Сейчас есть юридические и законодательные нюансы, которые нам необходимо проработать, но в целом это очень перспективное направление. Я думаю, здесь мы тоже будем сотрудничать с финансовыми организациями, потому что самим нет смысла с нуля строить экосистему.

Еще одно перспективное направление - это В2В сегмент, в котором в третьем квартале был положительный тренд по доходности. У нас есть ряд продуктов и услуг для банков, транспортных компаний, call-центров. Есть сегменты, которые очень сильно зависят от мобильной связи, там для корпоративных клиентов у нас есть очень интересные и уже востребованные предложения.

Очень перспективное направление -  это интернет вещей (IoT), Big Data, но мы пока изучаем, как правильно работать в этом направлении. Пока все операторы только осознают, что эти сферы имеют огромные перспективы. Здесь мы уже делаем первые шаги, и в будущем это направление может занять существенную часть нашего бизнеса.

Спасибо за ваше время. Удачи!

Спасибо, и вам.

Комментарии

  • Facebook
  • Вконтакте